Современное состояние стандартов на материалы и изделия из древесины для строительства

Современное состояние стандартов на материалы и изделия из древесины для строительства

595

Метки: Изделия из древесины, Материалы из древесины, Стандарты

Современное состояние стандартов на материалы и изделия из древесины для строительства

Специалисты Технических комитетов ТКС «Строительные материалы» Госстроя Украины и ТК18 «Лесные ресурсы» Госстандарта Украины сделали анализ современного состояния стандартизации материалов и изделий из древесины для строительства и пришли к заключению, что в этой области существуют очень серьезные проблемы.

Практически все субъекты, которые используют древесину в строительстве, уверены, что проблемы стандартизации деревянных изделий строительного назначения существуют потому, что нет денег на их решение. Однако, как показывают результаты анализа, это не совсем так.

Безусловно, практически полное отсутствие на протяжении долгого периода финансирования стандартизации изделий древесины для строительства со стороны заинтересованных министерств, ведомств предприятий и, в особенности, строительных организаций не позволяют решать эти проблемы.

Но это является следствием, а не причиной, так как здесь первичным является непонимание со стороны руководителей указанных субъектов тех огромнейших негативных последствий, которые возникают из-за отсутствия хороших стандартов.

В частности, недооценка, а иногда и полное игнорирование руководителями роли стандартов и строительных норм, является причиной того, что эти весьма эффективные регуляторы экономических отношений не применяются ответственными работниками государственных управленческих структур. В условиях, когда административные рычаги управления не работают или их влияние сводится к минимуму, это снижает роль этих структур и нейтрализует влияние принимаемых решений на субъекты управления.

Непонимание этого приводит также к необоснованным решениям при реорганизации управленческих структур.

Кроме того, игнорирование стандартов, как мощнейшего средства конкурентной борьбы на внешних и внутренних рынках, является причиной того, что материальные потери конкретных предприятий и государства в целому на несколько порядков превышают необходимые затраты на усовершенствование системы стандартизации. К сожалению, для руководителей предприятий эти материальные потери не очевидны, так как часто это является упущенной во времени выгодой, а не единовременным убытком. Поэтому руководители предпочитают не иметьприбыли, например, на протяжении года в несколько десятков тысяч гривен, чем единовременно выплатить разработчикам стандартов одну тысячу.

В международных экономических отношениях заграничные фирмы хотели бы видеть страны бывшего СССР источником сверхприбылей, сырьевым придатком Европы и его мусорником. И уже имеются примеры такой дискриминации Украины, как торгового партнера.

Противопоставить этому можно только активную работу в международных организациях по стандартизации, где есть возможность не допустить включения в стандарты ІSO параметров дискриминационного характера во время их разработки. Но предприятия, которые могли бы принимать участие в такой работе и пользоваться стандартами ІSO, не понимают своей пользы от этого и игнорируют возможность установить справедливость в торговых отношениях с заграничными фирмами через стандарты ІSO.

Только по этой причине не осуществляется тщательный анализ изменившихся за последние годы условий использования древесины в строительстве, по результатам которого было бы возможно внести соответствующие коррективы в систему управления строительством.

Сейчас никто не может с полной уверенностью сказать каких, с какими требованиями и сколько стандартов необходимо идостаточно, например, в строительстве деревянных домов (коттеджей).

Действующие нормативные документы на жилые сооружения в общем случае регламентируют экономические отношения на рынке недвижимости, где сложились более или менее четкие правила.

Но в случае деревянных домов (коттеджей) такие правила не учитывают специфику изготовления комплекта деревянного дома. Он имеет статус обычного товара, которым практически невозможно на законных основаниях торговать по правилам рынка недвижимости.

На этот товар нужны стандарты, взаимосвязанные с действующими Строительными Нормами (СНиПами), и содержащие специфические требования к проектам деревянных домов.

Таких стандартов в Украине нет. Коттеджи продаются и покупаются без нормативного документа по проектам, которые разрабатывают производители сами. Качество таких проектов не нуждается в комментариях, поэтому покупатели деревянных домов приобретают «кота вмешке» и оказываются в незавидном положении, когда в стенах образуются огромные дыры-трещины, а импортные двери и другие дорогостоящие изделия изценных пород древесины приходится выбрасывать из-за ошибок в проекте дома.

Серьезные проблемы, связанные со стандартизацией, имеют место в производстве окон и дверей.

В частности:

1. Потребитель пользуется не оконным блоком, а окном в конкретном помещении, поэтому нормативный документ должен охватывать весь макротехнологический жизненный циклокон от их заказа до гарантийного обслуживания. Он должен содержать особенности заказа окон, их изготовления, требования к их монтажу, правила эксплуатации, ухода и т.д.

2. Возможность использования нормативных документов для окон, которые отвечают стандартам ІSO 9000 и ІSO 9001, заставляет название и последовательность разделов нормативного документа согласовывать с требованиями Директив ІSO/ІEC. Вместе с тем, в НД должна быть учтена более обоснованная последовательность структурных элементов, которая имеет место в международных и европейских стандартах. Поэтому нужна оптимизация структуры необязательных элементов НД с использованием системных методов.

3. Порядок постановки окон на производство необходимо уточнить с учетом требований законодательных актов о защите прав потребителей и интеллектуальной собственности.

Производитель окон обязан документально подтвердить потребителю свои полномочия наизготовление этого изделия соответствующей конструкции или дизайна и, обязательно, предъявить лицензию на проведение монтажных работ.

Производитель должен также предоставлять потребителю полную и достоверную информацию об изделии, в особенности, ту, которая касается гарантийных обязательств изготовителя и производителя монтажных работ.

Сейчас потребитель является практически бесправным, даже если спустя некоторое время он будет видеть улицу через монтажный шов. Гарантийный срок только декларируется в нормативных документах, но производителя он ни к чему не обязывает. Эти особенности, а также специфические требования к технической и технологической документации на всех этапахжизненного цикла окон должны найти отображения в соответствующих стандартах.

4. Согласно закону о защите прав потребителей производитель не имеет права без согласия покупателя продавать ему полуфабрикат, которым является оконный блок. Но потребитель, который все-таки покупает оконный блок, покупает его как полуфабрикат, а потому не имеет права предъявлять производителю требования к этой продукции, как к предмету потребления. Отношения в этих сферах необходимо четко регламентировать в соответствующих нормативных документах.

5. В последнее время изменилось отношение к деревянным, пластиковым и металлическим окнам. Для потребителя существенная разница между деревянными и пластиковыми окнами проявляется во время их эксплуатации в помещениях разного назначения. Например, в детскойкомнате должны быть вставлены деревянные окна, на кухне лучше функционируют пластиковые окна, а балкон может быть оборудован металлическими. Такие важные особенности не регламентируются ни одним нормативным документом.

6. Упраздненный ГОСТ 23166-78 «Окна и балконные двери деревянные. Общие технические условия» заменен двумя стандартами: ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» и ГОСТ 24700-99 «Блоки оконные деревянные со склопакетами. Технические условия».

Однако в этих стандартах имеется много недостатков, в том числе имеют место дискриминационные требования по отношению к малым фирмам. На это обращал внимание ТКУ18 в экспертных заключениях на эти стандарты. Например, что касается норм ограничения пороков древесины по группам качества, то они, как оказалось, относятся только к оконнымбрускам из сплошной древесины и не могут быть использованы для трехслойного євробруса. Это означает, что евроокна могут изготавливаться только одного (высшего) сорта, следовательно, ихстоимость неоправданно завышается. Отсутствие разных групп качества делает евроокна недоступными для покупателей средней покупательной способности. Этот недостаток стандарта ТКУ-18 пока что исправляет с помощью ТУ, но для устранения других проблем нужны более кардинальные мероприятия на уровне международных стандартов. Это нужно сделать еще ипотому, что евростандарти, которые в Украине введены в действие в качественациональных, имеют принципиальные расхождения требований относительноиспытаний при производстве и приемке деревянных оконных блоков посравнению с ГОСТами и ДСТУ.

7. Особого внимания стандартизаторов требует монтаж окон, так как больше 90% претензий к их качеству приходятся на монтажные работы. Ни одного нормативного документа на них в Украине, практически, не существует. Требования к монтажу содержит действующий межгосударственный стандарт ГОСТ 30971-2002 «Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия».

Однако, Украина не присоединилась к этому стандарту и делать этого видимо, не будет, так как этот стандарт служит примером того, как не надо делать стандарты. Разработчикам должно быть известно, что любой нормативный документ разрабатывается только на то, что может служить самостоятельным предметом торговли. Но монтажный шов, как таковой, нельзя ни продать, ни купить.

Не стыкуется этот стандарт с упомянутыми выше стандартами на оконные блоки.

Однако, многие требования этого стандарта относительно монтажа окон целесообразно учесть в нормативных документах на окна, которые будут разрабатываться.

Аналогичная ситуация сложилась относительно дверей.

Вместе с тем, возможности улучшения ситуации в области стандартизации древесины в строительстве реально существуют и их можно использовать с минимальными затратами. Об этом свидетельствует опыт Технических комитетов Украины в части разработки на льготных условиях для своих членов Групповых Технических Условий с общими требованиями для однородных групп продукции (домики деревянные, окна, двери и т.д.) с учетом сбалансированности условий производителя и требований потребителя.

Однако, разработка ТУ проблемы не решает, т.к. такие нормативные документы, разработанные предприятиями самостоятельно, во-первых, непрофессиональны, а, во-вторых, субъективны, что лишь усугубляет ситуацию и дает повод органам Госнадзора штрафовать предприятия еще и за некачественно разработанные ТУ. Поэтому здесь нужны более эффективные меры.

По мнению специалистов, для того чтобы стандартизация древесины в строительстве в полном объеме осуществляла свои функции и обеспечивала выполнения международных обязательств страны в этот области, необходимо, в первую очередь, активизировать участие заинтересованных ведомств, организаций и предприятий в работах по совершенствованию системы стандартизации древесины и защиты собственных экономических интересов, в особенности, во время экспорта и импорта продукции из древесины.

Для этого нужно систематически проводить конференции, семинары или совещания с участием Госстандарта, Госстроя, таможенников, научных учреждений, региональных организации и предприятий со специалистами, которые отвечают за использование древесины в строительстве.

Задачами этих мероприятий могут быть:

— разъяснение роли и места стандартизации древесины в системе управления строительной отраслью и ее влияние на экономическую безопасность государства, — демонстрация положительных и отрицательных аспектов прямого применения евростандартов и интеграции в международную систему стандартизации, — обсуждение методических вопросов организации работ по совершенствованию стандартизации изделий из древесины и защиты экономических интересов страны, — уточнение форм участия заинтересованных государственных органов и общественных организаций в работе технических комитетов с учетом сотрудничества с международными техническими комитетами по стандартизации всех видов товарной продукции на основе древесины.

Очень важной мерой по нормальному функционированию системы стандартизации древесины является привлечение руководителей и ведущих специалистов предприятий к участию в работе международных технических комитетах. Это дает возможность влиять на содержание стандартов ІSO, которые разрабатываются этими ТК.

Положительный пример участия украинских специалистов в работе ІSO/TC 218 «Лесоматериалы» уже имеет место.

Частичное участие предприятий в финансировании разработки международных стандартов также может быть им очень полезной. Во-первых, это эффективная реклама предприятия, во-вторых — это гарантия обеспечения равноправных торговых отношений, так как несколько членов международных ТК могут заблокировать любое решение, которое не отвечает интересам их стран, в-третьих — это контакты с зарубежными коллегами и расширение кругозора руководителя предприятия, участвующего на правах члена официальной делегации страны в заседаниях технического комитета, которые проводятся ежегодно в разных странах на базе ведущих организаций и предприятий принимающей страны, а, в-четвертых, это престиж и моральное удовлетворение участников (фамилия руководителя и исполнителя, а также название фирмы указывается в стандарте).

Осознание руководителями отрасли и больших предприятий значения стандартизации как эффективного средства управления и готовность принять непосредственное участие в усовершенствовании этой системы является необходимыми условиями определения источников финансирования первоочередных работ в этот сфере.

К таким работам относятся:

— научное обоснование непротиворечивой системы стандартизации древесины с разработкой схемы взаимозависимых требований стандартов, определением их необходимого и достаточного количества, — обновление перечня всех видов действующих стандартов и определение приоритетности их просмотра, — разработка многоязычной системы компьютерного перевода с использованием узко профессиональных электронных словарей, приведение — материально-технической национальной базы системы стандартизации древесины в соответствие с требованиями ІSO.

Как видно из изложенного, для совершенствования действующей системы стандартизации древесины не нужно больших объемов финансирование. Нет необходимости проводить структурную реорганизацию этой системы. Нужно лишь понимание того, что стандартизация древесины является равноправным элементом системы управление отраслью и предприятием.

Разумное использование функциональных возможностей стандартов позволит не только улучшить состояние дел в отрасли или на предприятии, но и обеспечить защиту своих же экономических интересов на зарубежных рынках древесины.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.