Возникновение зубчатой передачи в механизме тесно связано с использованием зубчатого зацепления. Являясь старейшей методикой передачи вращения между валами, способ применяется и в современных машиностроительных процессах. Особенно тогда, когда необходимо обеспечить постоянное отношение частоты вращения. Обычно зубчатые колеса изготавливаются путем нарезки зубьев в дисковой заготовке. Чтобы обеспечить плавную и эффективную передачу энергетических ресурсов с помощью зубчатого зацепления, важно, чтобы у всех деталей колеса имелась особая форма, называемая эвольвентной. Применяется во всех современных шестернях, которые можно купить в Украине.
Для производства зубчатого колеса обычно употребляется сталь. Нередко используются и чугунные, латунные, алюминиевые, пластмассовые материалы. Чтобы повысить долговечность стальных зубчатых колес прибор подвергается процессу, подразумевающему поверхностное упрочнение с помощью науглероживания и термической обработки. Процесс обязательно осуществляется для всех зубчатых передач, выполняющих ответственные функции, в частности – автомобильные и дифференциалы. Существует несколько разновидностей зацепления шестерней: цилиндрическое, коническое, гипоидное. Соответственно, оси зубчатого колеса во время сцепления друг с другом, могут располагаться параллельно, пересекаться или скрещиваться.
Цилиндрические зубчатые колеса применяются для параллельного вала. Инструменты, входящие в зацепление, разделяются на ведущие (те, которые передают движение) и ведомые. Колесо, которое обладает значительно меньшими параметрами, в отличие от другого колеса, называется шестерней. Зубья могут располагаться как на наружных поверхностях, так и на внутренних. В первом случае вращение колеса осуществляется в противоположном направлении. Передача вращения между двумя валами, которые расположены на большом расстоянии друг от друга, требует применения более двух зубчатых инструментов. Промежуточное оборудование способно изменить направление вращения в том случае, если их число обладает четной величиной. Нечетное количество не меняет направление вращения. Прямозубым зубчатым колесом называется такая шестерня, зубья которой расположены параллельно оси.
Косозубый прибор применяют в случае необходимости увеличения длины и количества деталей, участвующих в зацеплении. Серьезный недостаток последнего вида устройства заключается в осевом усилии, которое возникает во время контакта зацепленных зубьев шестерни. Чтобы его устранить, используют шевронное зубчатое колесо.