Все о машинах. Новости из мира автомобилей.
Видео дня!
Новости
Партнеры сайта

Устройство сцепления автомобиля. Из чего состоит и как работает

Коробка служит для передачи крутящего момента от мотора на ведущие колеса и для конфигурации величины крутящего момента и его направления. Поведаем про устройство сцепления автомобиля — из чего состоит и как работает.
Сцепление автомобиля предназначено для передачи крутящего момента от маховика коленчатого вала мотора к первичному валу коробки. Сцепление позволяет водителю кратковременно прерывать передачу крутящего момента, как бы отделять движок от коробки, а позже плавно их соединять.

Сцепление состоит из: привода и механизма сцепления.

Устройство сцепления автомобиля. Из чего состоит и как работает

Привод выключения сцепления

Дальнейшее исследование автомобиля нереально без понимания термина — привод. Попробуем с ним разобраться.

Когда в автомобиле необходимо передать усилие, допустим от водителя к некому механизму, то могут показаться трудности. Для того чтобы автомобиль исправно работал, а шофер находился на своем месте, существует привод устройств.

Представьте ситуацию, когда вам необходимо постоянно что-то закрывать и открывать, а сами вы передвигаться не можете. Для передачи усилия на расстоянии по «открыванию» и «закрыванию» двери, вам придется применить палку или дистанционное управление. Пусть это будет палка, привязанная веревками одним концом к вашей руке, а другим к ручке двери. В этом случае, палка с веревками будут являться «приводом», который передаст усилие на расстоянии.

В автомобиле каждый механизм имеет свой привод, средством которого он приводится в действие. Привод может состоять из множества отдельных узлов и деталей, может быть механическим, гидравлическим.

Устройство сцепления автомобиля. Из чего состоит и как работает

Схема гидравлического привода выключения сцепления и механизма сцепления
1 — коленчатый вал; Два — маховик; Три — ведомый диск; Четыре — нажимной диск; 5 — кожух сцепления; 6 — нажимные пружины; Семь — отжимные рычаги; Восемь — нажимной подшипник; Девять — вилка выключения сцепления; 10 — рабочий цилиндр; Одиннадцать — трубопровод; Двенадцать — главный цилиндр; Тринадцать — педаль сцепления; Четырнадцать — картер сцепления; Пятнадцать — шестерня первичного вала; Шестнадцать — картер коробки; Семнадцать — первичный вал коробки.
Привод выключения сцепления (гидравлического типа) состоит из :

  • педали,
  • головного цилиндра,
  • рабочего цилиндра,
  • вилки выключения сцепления,
  • нажимного подшипника,
  • трубопроводов.


При нажатии на педаль сцепления, усилие ноги водителя, через шток и поршень, передается воды, которая передает давление от поршня головного цилиндра на поршень рабочего. Далее шток рабочего цилиндра перемещает вилку выключения сцепления и нажимной подшипник, который передает усилие на механизм сцепления. Когда шофер отпустит педаль, то под воздействием возвратных пружин все детали привода займут исходные позиции.

В гидравлическом приводе сцепления применяется тормозная жидкость. Перед тем как заливать ее в бачок привода, стоит прочитать, что написано на этикетке. А разрешается ли ее соединять с жидкостью, которая уже залита в гидроприводе сцепления автомобиля? Обычно, ответ бывает положительным, но есть воды, которые не подлежат смешиванию.

На переднеприводных автомобилях употребляется механический привод, где педаль сцепления связана с вилкой выключения с помощью стального троса.

Механизм сцепления

Механизм сцепления представляет собой устройство, в каком происходит передача крутящего момента за счет работы сил трения. Механизм сцепления позволяет кратковременно разъединять движок и коробку, а позже плавно их соединять. Элементы механизма заключены в картер сцепления, который крепится к картеру мотора.

Механизм сцепления состоит из:

  • картера и кожуха,
  • ведущего диска (которым является маховик мотора),
  • нажимного диска с пружинами,
  • ведомого диска с износостойкими накладками.


Ведомый диск постоянно прижат к маховику нажимным диском под воздействием сильных пружин. За счет огромных сил трения меж маховиком, ведомым и нажимным дисками, все это вместе вертится при работе мотора. Но только тогда, когда шофер не трогает педаль сцепления, независимо от того едет ли или стоит на месте автомобиль.

Для начала движения машины, необходимо прижать ведомый диск, связанный с ведущими колесами к вращающемуся маховику, другими словами — включить сцепление. И это сложная задача, так как угловая скорость вращения маховика составляет 20 — 20 5 оборотов в секунду, а скорость вращения ведущих колес – ноль.

Устройство сцепления автомобиля. Из чего состоит и как работает

Сцепление включено
Как это сделать? Для этого необходимо всегда правильно отпускать педаль сцепления, только в три шага.

На первом шаге работы по включению сцепления — приотпускаем педаль, т.е. даем возможность пружинам нажимного диска подвести ведомый диск к маховику до их легкого соприкосновения. За счет сил трения диск, проскальзывая некоторое время относительно маховика, тоже начнет вертеться, а автомобиль потихоньку ползти.

На втором шаге – удерживаем ведомый диск от какого-либо перемещения, т.е. на две — три секунды удерживаем педаль сцепления в средней позиции для того, чтобы скорость вращения маховика и диска уравнялись. Машина при всем этом увеличивает скорость движения.

На 3-ем шаге — маховик вместе с нажимным и ведомым дисками уже вертятся вместе без проскальзывания и с идентичной скоростью, 100%-но передавая крутящий момент к коробке и далее на ведущие колеса автомобиля. Это соответствует состоянию механизма сцепления – включено, автомобиль едет. На данный момент остается только полностью отпустить педаль сцепления и убрать с нее ногу.

Если при начале движения педаль сцепления резко кинуть, то автомобиль «прыгнет» вперед, а движок заглохнет.

Для выключения сцепления шофер нажимает на педаль, при всем этом нажимной диск отходит от маховика и вызволяет ведомый диск, прерывая передачу крутящего момента от мотора к коробке. Нажимать на педаль сцепления следует достаточно быстрым, но не резким, стабильным движением до конца хода педали.

Устройство сцепления автомобиля. Из чего состоит и как работает

Сцепление выключено
Деяния водителя по выключению и включению сцепления в течение поездки повторяются много раз. Но, освоив работу с педалью сцепления в три шага, позже это войдет в привычку, которая обеспечит плавность хода автомобиля и комфортность пассажирам.

Также, полезно узнать про неисправности сцепления и методы их устранения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *